От депрессии к возрождению. Шанс для смелых

 

Депрессия стала настолько распространенным явлением в наше время, что один психиатр даже описал ее как “совершенно нормальную” реакцию, если она “не мешает нашим ежедневным делам”.

Depressio, в переводе с латинского означает “подавленность”. Под разными названиями депрессия была известна со времен Гиппократа.

Выдающийся психотерапевт Александр Лоуэн определил основное отличие состояния человека в депрессии от других эмоциональных состояний, как “неспособность взаимодействовать с окружающей средой”: “Ничто не сможет вызвать ответной реакции у человека в депрессии. Зачастую перспектива перемен к лучшему, или удовольствия только усугубят его депрессию. Он не в состоянии собрать воедино свои желания и энергию, чтобы продолжать заниматься своей обычной деятельностью. И пока депрессия будет продолжаться, он не будет видеть смысла прилагать какие-либо дальнейшие усилия. Депрессия является своеобразной формой умирания на эмоциональном и психологическом уровне. Человек в депрессии не только потерял свой интерес к жизни, но и временно утратил волю, чтобы жить. Он отказался от жизни до той степени, до которой его довела депрессия. Если депрессивная тенденция еще не успела охватить все структуры личности, часто происходит спонтанное восстановление энергии, за которой приходит интерес к жизни. Но, как правило, такое возвращение носит временный характер, если человек не сможет найти способы поддерживать постоянно свою энергию и интересы на должном уровне.”[1]

Сложнее депрессия диагностируется под так называемыми “Масками депрессии”, когда ее основные симптомы незначительны, или даже отсутствуют.

Врачи, которые занимаются лечением депрессии – это психиатр и психотерапевт. Психиатр работает, в основном, с тяжелыми психическими расстройствами, используя в своей работе психофармакологические средства и опираясь на теории, объясняющие заболевание на уровне биохимических процессов в нервной системе. Однако, последние исследования показали, что побочные действия антидепрессантов преобладают над их терапевтическим эффектом.

Психотерапевт также может применять медикаментозную терапию, но основное направление в его деятельности  – установление личного контакта с пациентом и выявление причин заболевания через общение с ним. Существует великое множество признанных психотерапевтических направлений, техника и теория в которых существенно отличаются. Поэтому каждый психотерапевт узкоспециализирован в рамках выбранной или созданной им конкретной психотерапевтической школы. Но, не взирая на разные подходы, в процессе исследования глубинных пластов человеческой личности, они открывают одни и те же явления.

Такое явление доктор Лоуэн видит в стремлении человека к внешним, а не внутренним ценностям, что, по его мнению, предопределяет дальнейшее развитие событий в обществе: “Человек ощущает отсутствие удовольствия в своей жизни, вынуждающее его усиливать стремление к богатству, успеху, славе, или добиваться любой другой цели, которую поставила перед ним иллюзия. Он оказывается зажатым в порочный круг, пока не рухнет иллюзия и он не упадет резко в депрессию.  И, поскольку именно такого отношения к жизни придерживается большинство людей сегодня, я считаю, что мы станем свидетелями еще большего количества случаев депрессии и самоубийства.

Мир оказался сегодня в опасном и отчаянном положении потому, что у нас слишком много власти и слишком мало веры. Такая ситуация может привести к двум возможным последствиям. Первое: многие люди впадут в депрессию, потому что окажутся бессильными осуществить свои мечты. Другие станут повстанцами и революционерами, стремящимися с помощью насилия добиться больше власти и исправить то, что они считают социальной несправедливостью. Их насилие является противоядием от их собственных депрессивных тенденций. У них бы началась депрессия, если бы они перестали прибегать к насилию. Насилие и депрессия — две реакции на чувство бессилия”.[1]

Мнение человека, не причастного к психотерапии, согласуется с мнением доктора Лоуэна, и открывает еще более глубинный пласт исследуемого вопроса. Ученый – каббалист, доктор философии, профессор Михаэль Лайтман говорит, что “если у человека не стоит вопрос о хлебе насущном, если он немножко освободился от этого, то сразу не знает, для чего же еще жить. В древние века он должен был выжить на животном уровне, содержать свое тело, заботиться о еде, безопасности, тепле, крыше над головой, и у него не было возможности для других запросов. А, как только он наполнил свое тело, дал ему все, – сразу же возник вопрос о “смысле жизни”. Сегодняшняя глобальная депрессия – это ощущение недостатка силы жизни. Мы пытаемся из последних сил как-то себя воодушевить новыми веяниями и модами, новыми устремлениями, друг друга “заиграть” с помощью изобретений в областях техники, в новых технологиях. Но, в итоге, – надо посмотреть правде в глаза – нам необходим совершенно иной уровень существования, нам необходима следующая, совершенно другая ступень, включающая в себя понимание того, для чего мы существуем, куда мы идем. И это проблема, которая стоит перед всем человечеством”.[2]

Мы настолько увлеклись внешними ценностями, что даже не ищем их внутри себя. Нам плохо, мы впадаем в депрессию потому, что не находим во внешнем мире ответа на вопрос “Для чего мы живем?”. А затем – и вовсе перестаем задаваться этим вопросом.

Но, по статистике, от депрессии также страдают и дети, особенно в возрасте 5-6 лет. По мнению доктора Лоуэна, все проблемы детей идут от недостатка любви: “Ребенок сам по себе, без принуждения, последует по пути родителей, если это путь любви, приятия и удовольствия. Он будет уважать их ценности и осознанно идентифицирует себя с ними. Но он, также, будет отстаивать свою индивидуальность и требовать свободу, чтобы познать все самому. Таким образом он познает жизнь и вырастет в зрелого, независимого человека, который сможет прочно стоять на собственных ногах”.[1]

Профессор Лайтман: “Не будем смотреть на детей как на “детей”. Душа возраста не имеет. Они получили ее от прошлого кругооборота жизни, в котором были стариками и, возможно, дожили до преклонных лет, а теперь получили новое тело. И сегодня в молодом тельце живет старая душа, много поколений прожившая на этой земле и прошедшая очень много состояний. Сегодня дети смотрят на нас и понимают, что им неоткуда брать примеры! Они чувствуют себя в пустом мире. Они должны свой мир изобретать сами. Наши дети уже должны существовать на следующем этапе, о котором они нас и запрашивают. А мы пока этого не понимаем и дать этого им не можем. Мы не представляем себе того, насколько малейшее движение, изменение в сторону совершенства, согласия друг с другом, гармонии с природой, изменит абсолютно весь мир, изменит наших детей и нас самих, внесет внутреннее равновесие в наши семьи”.[2]

Всегда есть достаточно света для тех, кто желает видеть, и достаточно тьмы для тех, кто желает обратного. Блез Паскаль 

Что же мешает сделать это малейшее движение в сторону совершенства, первый шаг к изменениям?

Известный психиатр и психотерапевт Морган Скотт Пек считает, что  корни всех психических расстройств лежат  в мировоззрении человека и, следовательно, без коррекции его картины мира невозможно излечение.

“Люди обычно со страхом смотрят на новую информацию, боясь, что им придется много работать, внося коррективы в их реальную жизнь. Они предпочитают поддерживать жалкий статус-кво, нежели взваливать на себя тяжкий труд, без которого невозможно выбраться из западни, в которой они себя обнаружили.

Все мы в той или иной степени стараемся избежать и усилий, и страданий. Мы реагируем на некоторые болезненные аспекты реальности, выталкивая эти неприятные факты из своего сознания. Делаем мы это различными методами, которые психиатры обычно называют защитными механизмами, ограничивая таким образом нашу осведомленность о мире. Только те немногие люди, которые осознают, что болезнь свидетельствует о неполадках в их душе, могут принять с благодарностью эту благодать. Они принимают к сведению свою ущербность и соглашаются перетерпеть боль, связанную с работой по ее ликвидации. Освоение нового влечет за собой отказ от нашего старого “я” и смерть изжившего себя знания.

Казалось бы, куда спокойнее не делать этого – остаться при своем, продолжать пользоваться старой “картой”, не переживать смерть привычных идеалов. Дорога духовного развития, тем не менее, уходит в противоположном направлении. Мы начинаем не доверять тому, во что верим, ставить под вопрос правильность того, чему нас учили и что привыкли считать ценным, активно стремиться к незнакомому и пугающему. Тропа к мудрости и святости лежит через сомнения во всем на свете. И, в первую очередь, надо ставить под сомнения мудрость принципов, которым мы были верны всю свою жизнь”.[3]

Профессор Михаэль Лайтман считает, что истинную картину мира можно увидеть лишь путем изменения своего восприятия реальности. Нужно быть готовым к тому, что это восприятие чрезвычайно отличается от привычного, и поначалу может вызывать путаницу. Но, с опытом и практикой  работы над собой “начинаешь понимать, что ты сам рисуешь эту картину, что, в сущности, ты режиссер разворачивающегося перед тобой фильма, что ты сейчас создаешь его. Если ты перенаправишь свои силы и изменишь собственное восприятие, изменится и этот фильм. Это означает, что человек начинает изменять мир, за счет власти над своими силами привносить перемены в свои ощущения”[4]

 Сомнения в истинности привычной картины мира, разрушение ее старых рамок, приведет нас к пониманию того, что все то, что мы ощущаем, воспринимаем, мы сами же и создаем. И это изменение отношения ко всему происходящему в мире начнет нас менять изнутри. А в той мере, в какой  меняются внутренние свойства человека, начинает меняться и окружающий мир.  Намерение и желание изменить свою картину мира – это огромный шаг в приближении к истинной реальности.

Но, на что можно опираться в этом неизведанном направлении, как проверять свои шаги?

Тем, кто хочет глубже исследовать себя, психотерапевт Морган Скотт Пек советует  обращаться к древним текстам. “В них вы найдете большую глубину, но не ожидайте найти там конкретных указаний и деталей”.

По мнению профессора Михаэля Лайтмана, древние книги, написанные людьми, которые находились на высоком уровне духовного развития, передают через свои страницы не столько информационную, сколько духовную составляющую. А степень получения этой составляющей зависит всецело от человека, изучающего  эти тексты. И, чем больше действий по изменению себя производит человек, тем больше он приближается к тому уровню, на котором написаны эти книги, и  начинает ощущать ту самую, истинную реальность. А затем эта реальность сама начинает менять человека.

Что может поддержать в этой нелегкой работе, что даст возможность внутренним изменениям укрепиться?

“Нам необходимо подходящее окружение, воздействующее на нас так, чтобы позитивные свойства выходили наружу, а негативные не получали развития”,  считает Михаэль Лайтман.[5]

Где же найти такое окружение?

Оно уже существует, и надо лишь приложить небольшое усилие в его поиске. А по закону “подобия свойств”, являющемся основным законом взаимосвязи всего мироздания, в жизни человека ищущего и смелого обязательно начнут появляться подобные ему люди, с такими же ценностями и отношением к жизни. Люди, которые также оказались в силах преодолеть и, даже использовать для духовного возрождения свою, уже бывшую, болезнь. И тогда появится ответ на вопрос о смысле жизни…

Обзор подготовлен  Мариной Полуденной

____________________________________

1. Александр Лоуэн “Депрессия и тело” пер. с англ. Г. Пимочкиной, С. Римского; под ред. С.Римского. — М.: Психотерапия, 2010. — 312 с.

2. Михаэль Лайтман “Детская депрессия”, 8 беседа – по материалам Международной Академии Каббалы.

3. Морган Скотт Пек “Непроторенная дорога: новая психология любви, традиционных ценностей и духовного развития”, 1999г., перевод В.Трилиса, изд-во София

4. По материалам Международной Академии Каббалы, урок “Восприятие реальности”

5. По материалам Международной Академии Каббалы, телепрограмма “Ступени возвышения” – “Влияние окружения на человека”