Книга «Зоар для всех» («Зоар ле-Ам») – это адаптация Зоар для нашего поколения.

Этот проект имеет своей целью создание полного перевода книги "Зоар" с комментарием "Сулам" на русский и украинский языки с последующим ее изданием в печатном и электронном форматах. Организация и финансирование проекта осуществляется группой энтузиастов из разных стран мира, осознающих важность распространения каббалы для дальнейшего развития человечества

Свет и тьма

Этот мир

1) абсолютный эгоизм, который не способен получить свет (наслаждение) в себя, поэтому ощущается нами как пустота (страдание). Это состояние - следствие чувства отрыва от общей души (Адама).
2) вся совокупность ощущений (реакций на внешнее воздействие), поступающих в пять органов чувств (зрение, обоняние, осязание, вкус, слух), создает в нас сугубо субъективную внутреннюю картину, называемую нами «этот мир»

Стыд

(на ивр. - буша) - унизительное ощущение эгоизма, единственного творения, по сравнению с альтруизмом, Творцом, свойством абсолютной отдачи. Боль, отвращение к своему состоянию. Эгоизм и ощущение стыда - два проявления одного свойства.

Творение

сосуд, душа; созданное из ничего (ивр. - еш ми аин) желание насладиться (ощущением Творца, светом), получить, которое является материалом всей существующей действительности.

Творец

1) Сила отдачи, желание отдавать, наслаждать
2) Общий замысел и природа мироздания, глобальный закон, который нисходит на нас, строит нас, создает нашу Вселенную, управляет всем, ведя к изначальной цели - поднять творения в развитии до Своего уровня.
3) Творец = первопричина = Источник света (наслаждения)

Свет

1) воздействие Творца, ощущаемое как наслаждение, желание насладить
2) передача информации, чувств, наслаждений (по аналогии со светом в нашем мире, дающим жизнь, тепло и т.д., или светом мысли, осмысления, постижения)
3) сила, творящая, исправляющая и наполняющая творение; источник наслаждения

Нисходит

нисходит = порождается = является следствием.

Кли

(ивр. - сосуд) - желание получать в творении. Эгоистические желания и стремления не называются кли. Кли - это исправленные, пригодные для получения света желания, то есть обладающие экраном (силой сопротивления эгоизму), обращающим эгоизм в альтруизм.

Души

в начале замысла творения была создана единая душа (желание), называемая Адам Ришон (Первый Человек). Она разбилась на 600 тысяч частей. Теперь у каждой отдельной части есть возможность произвести работу по личному исправлению и уподобиться Творцу.

Желание

недостаток наслаждения и стремление к определенному виду наполнения (образу, предположительно несущему наслаждение) образуют желание. Так, например, голод как недостаток наполнения при наличии образа пищи (мысли о пище) формируется в желание поесть.

Душа

Душа - «Я», ощущаемое каждым человеком, делящееся на наше тело, силу, его оживляющую («животную» душу), и силу влечения к духовному («духовную» душу), отсутствующую практически в духовно неразвитом человеке. Развитие души означает постепенное появление в человеке ощущения духовных сил, воздействующих на него, новых альтруистических желаний, появление минимального ощущения Высшей управляющей силы (Творца).

Бааль Сулам

Йегуда Ашлаг (1885-1954) основоположник современной науки каббала. Основной труд - «Учение Десяти Сфирот». Имя «Бааль Сулам» получил после выхода в свет комментария на «Книгу Зоар» под названием «Сулам» («лестница» - ивр.). Автор комментария на сочинения АРИ.

Фрагмент урока в Международной академии каббалы. Урок ведет каббалист Михаэль Лайтман.

Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)

Учение о десяти сфирот, часть первая

Внутреннее созерцание (фрагменты)

Суть сокращения. Каким образом из совершенного деятеля произошли несовершенные действия.

9) Рав (Ари) подробно рассмотрел в первых главах этой книги понятие первого сокращения. И понятие это – самое серьезное из серьезных, поскольку это обязательно, что и все неисправленности, и всяческие недостатки исходят и приходят от Творца, как написано: «Излучает свет и творит тьму». И все неисправленности и тьма – это истинная противоположность Творцу, — как же могут они исходить из Него и каким образом они приходят вместе со светом и наслаждениями в замысле творения? И нельзя сказать, что это две мысли, отделенные друг от друга, – этого ни в коем случае нельзя говорить и думать. А если так, — то как все это исходит из Творца и (простирается) до нашего мира, полного грязи, страданий и уродства, и как они сосуществуют вместе в едином замысле?…

Все творение заключено в мире Бесконечности и нисходит из уже существующего. И только желание получать одно является вновь созданным и происходит из «ничто»

18) И знай, что все обновление, созданное Творцом при этом сотворении, – это то, что сказали мудрецы, что Он создал это «еш ми айн» – из «ничто» (сущее из ничего). И это обновление не относится ни к чему, кроме формы желания насладиться, свойственной каждому творению. И кроме этого, не обновилось ничего в виде сотворения, как сказано: излучает свет и творит тьму. И пояснил Рамбан, что слово «творит» указывает на обновление, — т.е. на то, чего не существовало до этого. И мы видим, что не говорится: творит свет, и это потому, что нет в нем обновления в виде создания «еш ми айн», из «ничто». Свет и все, входящее в свет, т.е. все приятные ощущения и понятия в мире, все это исходит «еш ми еш» – из существующего (сущее из сущего), т.е. все это уже включено в Творца, и поэтому нет в них обновления, и потому говорится: «излучает свет», дабы показать, что нет в нем свойства обновления и сотворения. А вот о тьме, включающей все неприятные ощущения и понятия, сказано: «и творит тьму», т.к. создал это «еш ми айн» – из «ничто» буквально. То есть, нет этого в Творце совсем, и обновляется, создается сейчас, и корень всего этого – свойство «желания насладиться», включенное в света, распространяющиеся от Творца. Вначале это только «темнее», чем свет, и потому называется тьма относительно света, однако в конце развиваются и выходят по этой причине клипот, нечистые силы (ситра ахра), и грешники, которые полностью отсечены вследствие этого от корня жизни…

Поскольку мы – ветви, исходящие из Бесконечности, то находящееся в нашем корне воспринимается нами как наслаждение, а отсутствующее в нем – как обуза и страдание

19) …Известно, что природа каждой ветви совпадает с ее корнем. Поэтому все свойства, присущие корню, будет желать также и ветвь, полюбит их и будет стремиться к ним. А ото всех свойств, которые отсутствуют в корне, ветвь также будет отдаляться, — не сможет их терпеть и будет ненавидеть. И этот закон действует в каждом корне и его ветви, и это непреложно. А поскольку Творец – корень всех творений, которых создал, то все, имеющееся в Нем и исходящее к нам от Него прямым образом, будет нравиться нам и будет приятным, поскольку наша природа близка к корню. А все свойства, которых нет в Творце и они не исходят от Него прямым образом, кроме присущих самому творению, — будут против нашей природы, и нам будет тяжело их терпеть. Таким образом, мы любим покой и ненавидим движение до такой степени, что мы не делаем никаких движений, кроме как для того, чтобы достичь покоя. И это из-за того, что наш корень не обладает движением, а только покоем. В Творце нет никакого движения вообще, поэтому и нашей природе оно противоречит и ненавидимо нами…

Однако необходимо исследовать, — как это может быть, чтобы к нам попало что-либо, и это не было бы прямым образом от Творца, а было бы присущим самому творению? Ведь на что это похоже? Например, на то, что какой-то богач приглашает бедняка с улицы, кормит его, поит и одаривает деньгами и драгоценностями изо дня в день, — каждый день все больше. И следует различить, что этот бедняк ощущает в огромных подарках богача два вкуса одновременно, отличающихся друг от друга. С одной стороны, ощущает огромное, бесконечное наслаждение от множества подарков. С другой стороны, ему тяжело стерпеть такое множество благодеяний, и он испытывает стыд при их получении, и это причиняет ему неудобство, вследствие множества подарков, которое растет раз за разом. И конечно, наслаждение, которое он испытывает от подарков, приходит к нему прямо от богача, дающего их. Однако нестерпимое неудобство, которое он ощущает в подарках, не исходит от дарителя-богача, а из собственной сущности получающего. В нем пробуждается стыд по причине получения и бесплатного, незаслуженного дарения. Но в действительности и это тоже исходит от богача, конечно, только непрямым образом.

Поскольку желание насладиться не находится в нашем корне, мы ощущаем от этого стыд и нестерпимость. И как сказали мудрецы, чтобы исправить это, приготовил Творец в этом мире возможность усилий в Торе и заповедях, чтобы обратить желание получать в желание отдать

20) Из всего сказанного выясняется, что все свойства, приходящие к нам непрямым образом от Творца, — в них будет ощущаться нестерпимость, и это против нашей природы. И из этого пойми, что новое свойство, которое создалось в получающем, а именно желание насладиться, в нем нет в действительности никакого уменьшения и ущерба относительно Творца, и более того, — в нем главная суть всего им сотворенного, а без него нет никакого сотворения вообще, однако получающий, который имеет это свойство, ощущает в этом из-за себя самого нестерпимость, потому что этого свойства нет в нашем корне, и обдумай глубоко.

И из этого мы можем понять пояснение мудрецов, что этот мир создан потому, что человек, получающий вознаграждение незаслуженно, стыдится смотреть в глаза дающему. И это показалось очень странным, а теперь нам ясно, что здесь говорится об отличии свойств в желании насладиться, которое обязательным образом имеется в душах (нешама) вследствие того, что человек, получающий вознаграждение незаслуженно, стыдится смотреть в глаза дающему, — т.е. каждый получающий подаяние испытывает стыд при получении вследствие отличия свойств от корня, в котором нет этого свойства получения. И для того чтобы исправить это, Творец сотворил этот мир (олам а-зэ), и душа (нешама) приходит в него и облачается в тело, и посредством занятий Торой и заповедями с намерением доставить наслаждение Творцу обращает кли получения души в кли отдачи. То есть, с ее собственной стороны нет стремления к этому наслаждению, а получает наслаждение, чтобы доставить наслаждение Творцу, который желает, чтобы души насладились его светом. И вследствие того, что она чиста от желания получить для самой себя, она более не стыдится смотреть в глаза дающему и раскрывает таким образом полное совершенство сотворенных.

И смысл необходимости и обязательности такого длинного развития до нашего мира выяснится далее, т.к. эту огромную работу, – обратить свойство получения в свойство отдачи, — не проделать иначе, как в этом мире, как это будет описано далее…

 Также рекомендуем: «Творение — это тьма«, «Зоар: основа работы человека — между добром и злом«, «Недельная глава «Корах«, «Дальность и средняя линия«.

Оставьте комментарий

Чтобы оставить комментарий, заполните форму.
*Все комментарии проходят модерацию.

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>