Книга «Зоар для всех» («Зоар ле-Ам») – это адаптация Зоар для нашего поколения.

Этот проект имеет своей целью создание полного перевода книги "Зоар" с комментарием "Сулам" на русский и украинский языки с последующим ее изданием в печатном и электронном форматах. Организация и финансирование проекта осуществляется группой энтузиастов из разных стран мира, осознающих важность распространения каббалы для дальнейшего развития человечества

Шестьсот тысяч душ

Слияние
Человек

(на ивр. - Адам) - означает «подобный Творцу» (Эдомэ ле-Элион), самостоятельно строящий себя, чтобы стать Ему подобным

ХАБАД

хохма-бина-даат - большое состояние (гадлут), ступень (уровень) мохин (разум). Голова (рош) парцуфа.

Творец

1) Сила отдачи, желание отдавать, наслаждать
2) Общий замысел и природа мироздания, глобальный закон, который нисходит на нас, строит нас, создает нашу Вселенную, управляет всем, ведя к изначальной цели - поднять творения в развитии до Своего уровня.
3) Творец = первопричина = Источник света (наслаждения)

Тело

телом в каббале называется желание (-я), разделенное с помощью экрана на рош (голова - принимающая решение часть), тох (туловище - внутренняя часть, наполненная светом) и соф (окончание - незаполненная, пустая часть). Таким образом, образуется духовное тело, духовно живой объект.

Мир, миры

(на ивр. - олам - от слова «сокрытие») - каждый из миров состоит из множества стадий ослабления (скрытия) света Творца.

Келим

(ивр.- сосуды, мн.ч. от кли) - составные части кли = желания = инструменты восприятия, которые появляются в результате полученного опыта.

Кли

(ивр. - сосуд) - желание получать в творении. Эгоистические желания и стремления не называются кли. Кли - это исправленные, пригодные для получения света желания, то есть обладающие экраном (силой сопротивления эгоизму), обращающим эгоизм в альтруизм.

Малхут

законченное, самостоятельное творение, которое ощущает, что и от кого оно получает. Центральная точка, корень, основа всего творения.

Исправление

изменение намерения наслаждаться ради себя на намерение наслаждаться потому, что этого желает Творец (Высшая сила), что приводит к получению, наполнению ради Творца. Вследствие этого творение становится равным Творцу, уподобляется Ему.

Душа

Душа - «Я», ощущаемое каждым человеком, делящееся на наше тело, силу, его оживляющую («животную» душу), и силу влечения к духовному («духовную» душу), отсутствующую практически в духовно неразвитом человеке. Развитие души означает постепенное появление в человеке ощущения духовных сил, воздействующих на него, новых альтруистических желаний, появление минимального ощущения Высшей управляющей силы (Творца).

Бааль Сулам

Йегуда Ашлаг (1885-1954) основоположник современной науки каббала. Основной труд - «Учение Десяти Сфирот». Имя «Бааль Сулам» получил после выхода в свет комментария на «Книгу Зоар» под названием «Сулам» («лестница» - ивр.). Автор комментария на сочинения АРИ.

Бина

сила отдачи; свойство света, в котором ощущается наслаждение от отдачи, подобия Высшей силе (Творцу). Это наслаждение называется ор хасадим.

Адам

первый человек, который получил желание к познанию Высшего мира (почти 6000 лет назад). Автор книги «Разиель Малах» («Тайный ангел»).
Адам (ивр. - человек) - означает «подобный Творцу» («эдомэ ле Элион»), самостоятельно строящий себя для того, чтобы стать Ему подобным.

Ацилут

Ацилут - мир полного ощущения Творца и слияния с Ним.

Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)

Сказано, что существует шестьсот тысяч душ, и каждая душа разделилась на множество искр. Но как это понять, – ведь духовное не делится на части, и изначально не было создано ничего, кроме одной души – Адама Ришона?

И в действительности, нет в мире ничего, кроме одной единственной души, как сказано в Берешит: «И вдохнул в его ноздри дыхание жизни». И та же душа находится в любом из сыновей Исраэля, – в каждом полностью, словно в Адаме Ришоне. Ведь духовное не делится и не рассекается на части, как это свойственно материальному. А на шестьсот тысяч частей и множество духовных искр душа разделяется эгоизмом человека. Вначале эгоистическое тело выталкивает и отдаляет от себя свет души. Но если посредством изучения каббалы тело исправляется, то в мере его исправления начинает светить в нем общая душа.

Поэтому, относительно материального тела, есть два состояния.

  1. Человек чувствует свою частную душу и не понимает, что она — общая душа для всего Исраэля. И это на самом деле большой порок, который и приводит ко всему этому разделению.
  2. По-настоящему еще не светит ему общая душа Исраэля во всю свою силу, а только частично, – то есть в мере его исправления и единения с душами.

И это признак полного исправления тела, когда человек ощущает, что его душа пребывает во всем народе Исраэля, в каждом из них, а потому уже не чувствует себя отделенной от остальных частью, ведь они зависят друг от друга. И тогда становится совершенным, без всякого изъяна, и светит в нем душа доподлинно во всю свою силу, как в Адаме Ришоне, о чем сказано: «Тот, в кого вдохнул Он дыхание».

Отсюда, три периода духовного роста человека:

1. Искра души, которая то вспыхивает, то гаснет, на что намекает фраза: «можно и запрещено».

2. Частная душа – когда он ощущает себя, как часть из шестиста тысяч душ (часть общей души), которая остается с ним постоянно, но пока еще не избавилась от своего порока. То есть тело не в состоянии принять общую душу и чувствует себя отделенным, что вызывает в нем огромные страдания любви. А потом приближается он к совершенству, то есть к таинству общей души, так как полностью исправилось все его тело и больше не служит мерой ограничения и преградой, позволяя ему совершенно слиться с общностью народа Исраэля.

Сказано: «И даже если один человек приблизится к совершенному возвращению к Творцу, тотчас же придет царь Машиах». И поясняют это словами: «Один Моше равноценен шестистам тысячам душ». И как бы получается, будто два раза есть по шестьсот тысяч душ: душа Моше и души Исраэля? Но на самом деле, нет ничего, кроме одной души, как выясняется по мере исправления каждой души, которая очищается от своей грязи.

Поэтому, чтобы подготовить души, притянули к ним, к каждой душе, всю высшую душу мира Ацилут, – ведь духовное неделимо, и тогда «будет Творец царствовать над всей землей» (Пророки, Зехария, 14:9). Но если осталась неисправленной хотя бы одна душа, то недостает ее света во всех душах Исраэля.

А также каждая душа, исправляясь, притягивает весь свет общей души, и этим вызывает исправление душ всего поколения. И так зависят все души друг от друга, как сказано: «Достоин он был, чтобы Шхина воцарилась в нем, – да только не было его поколение готово к этому» (трактат Санедрин, 11).

(3.) Любая душа, исправившись, прилагает усилия поднять все свое поколение и просит за него, пока не поднимет его на свой духовный уровень. И в этом смысл сказанного: «Один Моше равноценен шестистам тысячам душ». Ведь поскольку был их верным поводырем, то обладал всей святостью, которая предназначалась всему тому поколению, и пойми это.

И действительно, в каждом частном находится общее, потому что в итоге, в конце концов соединятся все души в одну, возвратившись к своим духовным корням. А потому, каждая частная душа переживает все те же замечательные чудеса и приключения, пройденные всем этим миром за шесть тысяч лет. И хорошая душа вбирает в себя все свойства святости, которые есть до нее и после нее, а плохая душа — наоборот.

Эти сменяющиеся для нее времена – и есть поколения, каждое из которых действует, повинуясь своему собственному судье и разуму судьи, получаемому от святости в это время.

Потому каждая душа готова принять в себя душу Моше, Аарона, Шмуэля, Давида и Шломо, словно проходя через эти времена. При исходе из Египта и получении Торы раскрывается в нем душа Моше, верного поводыря. А в семь лет завоевания земли Исраэля – душа Йеошуа Бен Нун. А при строительстве Храма – душа царя Шломо.

Имеются в виду не частные души, – а вся общность, ведь существует правило, что духовное – неделимо. И как только удостаивается человек души, получает общую душу Исраэля согласно своему месту и мере исправления. И потому, когда случается с ним это чудо, он получает в себя весь свет раскрытия той души, а посему зовется именем обладателя ее раскрытия.

Сказано: «Весь Исраэль – это сыновья царя» (трактат Шабат) и «Каждый из Исраэля достоин унаследовать за царем его царство» (Иерусалимский Талмуд). И заключено в этом большое таинство, ведь во всех прошедших поколениях лишь велась подготовка для царствования, поскольку нужны были особые келим, чтобы приняли в себя своих судей, – такие как душа Моше, Шмуэля и других. Однако достижение конечной цели зависит от всего народа Исраэля. Ведь пока не хватает самой крошечной части от маленькой искры, до тех пор не может раскрыться конечный замысел, и потому каждый из Исраэля достоин царствования, ибо все, с этой истинной точки зрения, равны, и нет никаких особых келим для получения этого совершенства, а любой, исправляющий себя и очищающий свою душу, будет достоин раскрыть Малхут (Царство Творца) миру и назовется царем Давидом. И об этом сказано: «Давид, царь Исраэля — жив и существует!», ибо не умер, и кли его пребывает в каждой душе Исраэля. Тогда как душа Моше – только в каббалистах этого поколения, а также в пророках и первосвященниках.

И потому сказано: «Каждый из Исраэля достоин унаследовать за царем его царство», и снимает он провинность с многих людей.

«И умножится наглость перед приходом Машиаха» (Трактат Сота) и «будут притеснять люди друг друга и каждый – ближнего своего, и будет юнец вести себя дерзко пред старцем и презренный – пред почтенным» (Пророки, Йешаяу)То есть и юнец, и презренный человек будут мужественно бороться в своей душе, стремясь установить Его царство над миром, будто были старцами и достойными людьми этого поколения.

«Презренный», — то есть обладающий низкой и самой малой душой согласно своему корню. Но если устремит свое сердце к отдаче и исправит свои действия на достойные, то притянет к своей душе всю общую душу святого народа, со всеми чудесами, раскрывшимися этому святому народу до сего дня, – ведь все это было не более, чем подготовкой к достижению этого совершенства. А потому обязана также и эта частная душа все испытать и обрести свой мир в одночасье, и благодаря чудесной силе этого поколения притянуть Кетер Малхут, — корону царства Творца, в которой заключено абсолютно все. Как сказано: «Все нужно, чтобы противостоять греху, и обязанность эта лежит на каждой частной душе» (трактат Брахот).

И об этом сказано: «И даже если один человек приблизится к полному возвращению к Творцу, сейчас же придет царь Машиах». То есть даже если один человек в поколении достиг общей души, он может исправить все свое поколение. Ведь каждый исполнивший свой долг снимает провинность со всего своего поколения, и может умножить свою молитву и постоять за него, пока не заслужит избавления для всего этого поколения.

Но иначе было во всех других избавлениях, которые были лишь подготовкой и не относились к каждой частной душе. Например, дарование Торы относилось именно к поколению пустыни и их предводителю Моше, а все другие поколения, которые могли быть даже более чистыми, не притянули этого света, как и никакой другой человек, кроме Моше, — ведь одно зависит от другого.

Однако сила Машиаха готова для любого поколения и потому приготовлена также для любой частной души, чтобы дать ей притянуть свет Машиаха, что обязан сделать каждый.

И смысл в том, что свет Машиаха относится к общему исправлению и для него все келим равны, ведь они различаются только своими келим ХАБАД (Хохма, Бина, Даат), своим уровнем. А потому все остальные, кто увидит лицо Царя, служат этой цели на равных, чтобы возвратить соединение Шхины и Царя (Малхут и Зеир Анпина)[1], и здесь не имеют значения никакие различия в их уровнях.

[1] В оригинале: «атара ле-яшна».

Источник текста: Библиотека МАК.

Также рекомендуем: «Предисловие к Учению о десяти сфирот«, «Статья к завершению книги Зоар«, «Десять правил духовной работы«, «Во плоти моей опора Творца«, «Действующий разум«.

Оставьте комментарий

Чтобы оставить комментарий, заполните форму.
*Все комментарии проходят модерацию.

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>