Книга «Зоар для всех» («Зоар ле-Ам») – это адаптация Зоар для нашего поколения.

Этот проект имеет своей целью создание полного перевода книги "Зоар" с комментарием "Сулам" на русский и украинский языки с последующим ее изданием в печатном и электронном форматах. Организация и финансирование проекта осуществляется группой энтузиастов из разных стран мира, осознающих важность распространения каббалы для дальнейшего развития человечества

Постигаемое и постигающий

images (8)
Человек

(на ивр. - Адам) - означает «подобный Творцу» (Эдомэ ле-Элион), самостоятельно строящий себя, чтобы стать Ему подобным

Творение

сосуд, душа; созданное из ничего (ивр. - еш ми аин) желание насладиться (ощущением Творца, светом), получить, которое является материалом всей существующей действительности.

Творец

1) Сила отдачи, желание отдавать, наслаждать
2) Общий замысел и природа мироздания, глобальный закон, который нисходит на нас, строит нас, создает нашу Вселенную, управляет всем, ведя к изначальной цели - поднять творения в развитии до Своего уровня.
3) Творец = первопричина = Источник света (наслаждения)

РАБАШ

рав Барух Ашлаг (1906-1991), сын и ученик Бааль Сулама, автор книги «Ступени лестницы», впервые описывающей все этапы внутренней духовной работы человека

Свет

1) воздействие Творца, ощущаемое как наслаждение, желание насладить
2) передача информации, чувств, наслаждений (по аналогии со светом в нашем мире, дающим жизнь, тепло и т.д., или светом мысли, осмысления, постижения)
3) сила, творящая, исправляющая и наполняющая творение; источник наслаждения

Постижение

явное ощущение, осознание источника наслаждения (Дающего) со всеми Его замыслами, планами. Глубина этого осознания зависит от ступени, на которой мы находимся. Основано на понимании первопричин духовной природы.

Нисходит

нисходит = порождается = является следствием.

Миры

(на ивр. - олам - от слова алама, «сокрытие») - меры, степени скрытия Творца, всевозможные частичные меры ощущения Творца.
Существует пять миров (уровней сокрытия): Асия, Ецира, Брия, Ацилут, Адам Кадмон (АК)

Молитва

выяснение, проверка незаполненных (неисправленных) желаний.

Кли

(ивр. - сосуд) - желание получать в творении. Эгоистические желания и стремления не называются кли. Кли - это исправленные, пригодные для получения света желания, то есть обладающие экраном (силой сопротивления эгоизму), обращающим эгоизм в альтруизм.

Души

в начале замысла творения была создана единая душа (желание), называемая Адам Ришон (Первый Человек). Она разбилась на 600 тысяч частей. Теперь у каждой отдельной части есть возможность произвести работу по личному исправлению и уподобиться Творцу.

Желание получить

незаполненное пространство, пустующее место, которое стремится себя наполнить, получить наслаждение. Материал всего творения, состоящий из нескольких уровней: неживое, растительное, животное, человек.

Желания

ощущение нехватки (недостатка) «света», определяемое как страдание.

Исправление

изменение намерения наслаждаться ради себя на намерение наслаждаться потому, что этого желает Творец (Высшая сила), что приводит к получению, наполнению ради Творца. Вследствие этого творение становится равным Творцу, уподобляется Ему.

Духовное

абсолютный альтруизм, совершенно не связанный с животным телом, реализация которого возможна только в той мере, в которой душа связана с Творцом (свойством отдачи), ощущает Его, наполнена Им.

Духовное постижение

постижение, внутри которого мы явно ощущаем источник того, что постигаем. В духовном постижении свет несет в себе, кроме наслаждения, четкое осознание источника наслаждения (глубина этого осознания зависит от ступени, на которой мы находимся) со всеми его замыслами, планами. Основано на понимании первопричин духовной природы.
Любое духовное постижение обязано соответствовать двум критериям: 1 - оно должно быть истинным, а ни в коем случае не являться плодом воображения; 2 - оно не должно вызывать ни малейшего сомнения, как не вызывает в человеке сомнения собственное существование. То есть, необходимый уровень познания, которое можно назвать постижением, соответствует чувственному ощущению, приравниваемому к реакции сенсоров тела. Уровни познания, не соответствующие данному определению, называются в каббале понимание, изучение и пр.

Ацмуто

непостигаемая суть, сущность Творца. Наше восприятие всегда субъективно, т.к. мы ощущаем лишь воздействие на нас Творца, а Его самого мы не можем познать (как и вообще все, что находится за пределами нашего тела). Поэтому все, что существует за гранью наших ощущений, мы называем Ацмуто.

Бааль Сулам

Йегуда Ашлаг (1885-1954) основоположник современной науки каббала. Основной труд - «Учение Десяти Сфирот». Имя «Бааль Сулам» получил после выхода в свет комментария на «Книгу Зоар» под названием «Сулам» («лестница» - ивр.). Автор комментария на сочинения АРИ.

Высший свет

1) определенный вид излучения свыше, положительные внешние духовные энергетические поля; то, что исходит из Сущности Творца и ощущается творением как «замысел творения»: насладить творения
2) ощущение присутствия Творца; свет, создающий в нас желание отдавать, правильное намерение, все, что необходимо, чтобы получить впоследствии раскрытие Творца внутри себя
3)(на ивр. - ор элион) - состоит из двух составляющих: постигающий и постигаемое. Все, что мы говорим о Высшем свете, - это только лишь впечатления постигающего от постигаемого.

От редакции: Перед вами — статья, написанная РАБАШЕМ в качестве предисловия к сборнику трудов его отца и учителя, великого каббалиста двадцатого века Бааль Сулама. Она раскрывает категории «постигаемого», «постигающего» и «постижения» в каббале, описывает основные постулаты, на которых основано каббалистическое восприятие реальности. Формула «желание Творца насладить свои творения» разъясняется через описание категории «Бесконечность» — как связи между Непознаваемой божественной сущностью (Ацмуто) и творениями.
Для облегчения восприятия текста в некоторых местах редакцией добавлены дополнительные слова и словосочетания. Они даются в скобках.
Материал публикуется с небольшими сокращениями. Предыдущую публикацию на эту тему вы можете прочитать здесь.

Барух Ашлаг (РАБАШ)

Предисловие к книге «Плоды мудрости. Письма»

Мы различаем множество ступеней и отличий в мирах, но необходимо знать, что когда речь идет о ступенях и отличиях, — все это говорится только относительно получающих от этих миров, согласно правилу: «Непостигаемое невозможно выразить». Причина состоит в том, что имя выражает постижение. Человек дает имя только после постижения объекта и согласно этому постижению.

И потому во всем существующем относительно духовного постижения выделяются 3 отличия:
1) Ацмуто (сущность) – об этом мы вообще не говорим, потому что корень и источник творений начинается от замысла творения, где они включены как «завершение действия – в начальном замысле»;
2) Бесконечность – это суть замысла творения, состоящая в том, чтобы «дать творениям наслаждение, называемое Бесконечностью» (бесконечное наслаждение). А это – связь между высшей силой и душами. И понимается она нами, как желание насладить творения. Бесконечность – это начало действия. И называется светом без сосуда, но там начинается источник творений, т.е. — связь Творца с творениями, называемая желанием насладить творения. Это желание начинается с мира Бесконечности и нисходит до мира Асия;
3) Души – это получающие наслаждение, находящееся в желании Творца дать наслаждение.

Бесконечность называется так потому, что та связь, которая существует между Ацмуто и душами, понимается нами как желание насладить творения. А кроме этой связи между нашим желанием насладиться и желанием Творца насладить нас, у нас нет никакой возможности ничего исследовать, ощутить и что-то выяснить о нашем существовании. Там зарождается действие и называется эта связь — «свет вне кли». Там и находится корень творений, т.е. связь, существующая между Творцом и творениями, называемая «желание насладить творения». И это желание начинается от мира Бесконечности и продолжается до мира Асия.

Все миры, — относительно себя, — определяются как свет вне кли. И нет возможности обсуждать это, потому что без душ миры определяются как Ацмуто. И их нельзя постигнуть, если не соотносить с постигающими их душами. А то огромное количество деталей, которые (при постижении) мы различаем в мирах, существуют в них (до этого) виде потенциальных сил. И когда появятся души, тогда раскроются в них все эти детали. Души получат высшие света в мере своего исправления и готовности, и тогда эти детали проявятся в действии. А пока души не постигают высший свет, миры относительно самих себя определяется как Ацмуто.

В отношении душ, получающих от миров, — миры определяются как Бесконечность. Ведь эта связь, которая существует между мирами и душами, т.е. то, что миры дают душам, — исходит из замысла творения, являющегося отношением Ацмуто к душам. И связь эта называется Бесконечностью. А когда мы молимся и просим Творца о помощи, чтобы дал нам все, что просим, то подразумеваем Бесконечность, где и находится корень всех душ, – состояние, которым Он желает насладить нас. Поскольку Его цель – насладить творения.

И молитва обращается к Творцу, сотворившему нас, имя которого – «Желание насладить творения». И Он называется «Бесконечность», потому что это — уровень выше (первого) сокращения. Но, даже после сокращения не произошло в Нем никакого изменения, ведь нет изменения в свете. И Он всегда носит это имя.

А все множество имен существует только относительно получающих. Поэтому первое имя, раскрывшееся как корень творений, называется Бесконечность. И раскрытие этого имени остается без каких бы то ни было изменений. А все сокращения, скрытия, изменения происходят только относительно (восприятия) получающих. А Он – постоянно светит в своем первом имени и называется «Желание бесконечно насладить творения». И поэтому мы молимся Творцу, называемому «Бесконечность», который светит без сокращения и без конца. А то, что возникает затем как «конец» (прекращение свечения Бесконечности в четвертой стадии творения по решению самого Творения) – это исправление относительно получающих, чтобы смогли получить свет (используя собственные усилия).

Высший свет состоит из двух составляющих: постигающий и постигаемое. И все, что мы говорим о высшем свете, это только впечатления постигающего от постигаемого. Но каждый в отдельности, т.е. постигающий отдельно и постигаемое отдельно, не называются именем «Бесконечность». Постигаемое (в этом случае) называется Ацмуто, а постигающий — называется «души», новое, часть от общего. Новое в постигающем — то, что создано в нем желание получать. И оттого творение называется «созданным из ничего».

Относительно себя все миры определяются как единое целое, в котором нет изменений, как сказано: «Я своих действий не меняю». В Творце нет сфирот и деталей. И даже самые возвышенные названия не обозначают свет как таковой, ведь он представляет собой Ацмуто, непостигаемое. А все сфирот и детали, описывающие то, что в них, – это лишь то, что человек постигает в Нем, потому что Творец пожелал, чтобы мы постигли и поняли нисходящее изобилие как Его желание насладить творения.

А чтобы мы смогли постичь желание Творца насладить творения, Он создал и дал нам органы ощущений, которые дают нам возможность постичь свои впечатления от высшего света. В этой мере мы получили возможность ощущать различные нюансы.

Общий орган ощущений называется желанием получить, и он подразделяется на множество частей согласно тому, — что (именно) готовы получить получающие. В этом отношении появляется множество различий и отличий, называемых «подъем», «падение», «нисхождение», «распространение», «исчезновение» и прочее.

Поскольку желание получить называется «творение», «новосозданное», то именно с проявлением этого желания можно говорить о мироздании. «Говорить» – означает определять детали впечатлений, потому что уже существуют общие отношения между высшим светом и желанием получить. И это называется – свет и кли. Но о свете вне кли нельзя «говорить», как сказано выше, потому что свет, который не постигается получающим, определяется как Ацмуто, о котором запрещено «говорить», потому что Его не дано постичь. А как можно дать имя тому, что не постигаем?

Таким образом, молитва, с которой мы обращаемся к Творцу, чтобы послал нам спасение, излечение и пр., содержит две составляющих:
1) Творец. Это относится к Ацмуто, об этом, как сказано выше, запрещено говорить;
2) То, что нисходит от Него. Это определяется как свет, распространяющийся в наших келим, т.е. — вовнутрь нашего желания получить, и называется Бесконечность. Это связь, которая есть у Творца с творениями относительно Его желания насладить творения. А желание насладить определяется как распространяющийся свет, достигающий в своем конце желания получать.

Когда желание получать получает распространяющийся свет, то распространяющийся свет называется «Бесконечностью». Он приходит к получающему с помощью множества сокрытий, чтобы низший смог получить его.

Находим, что все детали и различия создаются именно в получающем, — относительно и согласно его впечатлениям, ощущениям. Но в сказанном необходимо различать: когда речь идет о мирах, то имеется в виду их потенциал, а когда получающий постигает эти отличия, они воплощаются в действии.

Духовное постижение – это (состояние) когда постигающий и постигаемое сливаются вместе. Ведь если нет постигающего, то нет ничего постигаемого, потому что нет того, кто бы мог определить вид постигаемого. Поэтому это определяется как Ацмуто, и там нет места словам. Ведь, как можно сказать, что постигаемое обретает какой-то вид относительно самого себя?

Мы можем говорить только о месте, в котором наши органы чувств получают ощущения от распространяющегося света, являющегося желанием Творца насладить творения, и приходящего к получающему в действии.

…Отсюда следует, что поскольку нет у нас постижения в (самом) Творце, мы не можем сказать, какую форму имеют миры относительно Него. Мы постигаем их только относительно наших органов чувств и своих ощущений. И таково желание Творца, чтобы именно так мы и постигали Его.

В этом и заключается смысл сказанного: «Нет изменений в свете». Все изменения происходят только в келим, т.е., — в наших органах ощущения. И все измеряется согласно нашим представлениям. И из этого нужно понять, что когда много людей смотрят на один духовный объект, каждый постигает его согласно своему представлению и ощущению. Поэтому каждый видит иные свойства. В самом (же) человеке свойства меняются в зависимости от его «подъемов» и «падений». А свет, как сказано выше, – он простой, и все изменения – только в получающих его.

Источник: Библиотека МАК

Рекомендуем, также опубликованные нами материалы «Общий характер науки каббала» и «Иллюзия и реальность».

Оставьте комментарий

Чтобы оставить комментарий, заполните форму.
*Все комментарии проходят модерацию.

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>