Книга «Зоар для всех» («Зоар ле-Ам») – это адаптация Зоар для нашего поколения.

Этот проект имеет своей целью создание полного перевода книги "Зоар" с комментарием "Сулам" на русский и украинский языки с последующим ее изданием в печатном и электронном форматах. Организация и финансирование проекта осуществляется группой энтузиастов из разных стран мира, осознающих важность распространения каббалы для дальнейшего развития человечества

Что такое «желание отдавать». Часть первая

Человек

(на ивр. - Адам) - означает «подобный Творцу» (Эдомэ ле-Элион), самостоятельно строящий себя, чтобы стать Ему подобным

Усилия

(ивр. - игия) - работа, направленная на изменение своей природы: желания получить - на желание отдавать

Творец

1) Сила отдачи, желание отдавать, наслаждать
2) Общий замысел и природа мироздания, глобальный закон, который нисходит на нас, строит нас, создает нашу Вселенную, управляет всем, ведя к изначальной цели - поднять творения в развитии до Своего уровня.
3) Творец = первопричина = Источник света (наслаждения)

Тело

телом в каббале называется желание (-я), разделенное с помощью экрана на рош (голова - принимающая решение часть), тох (туловище - внутренняя часть, наполненная светом) и соф (окончание - незаполненная, пустая часть). Таким образом, образуется духовное тело, духовно живой объект.

Сокращение

(на ивр. - цимцум) - отказ принимать свет из альтруистических соображений. Властвующий над своими желаниями, то есть удерживающий себя и не получающий, хотя очень желает получить, называется сокративший себя.

Сокрытие

означает недоступность восприятия органам ощущений ввиду отличия свойств. Это либо полное сокрытие, то есть отсутствие ощущения, что Творец всем управляет, либо частичное сокрытие, то есть отсутствие ощущения управления Творца как доброго.

РАБАШ

рав Барух Ашлаг (1906-1991), сын и ученик Бааль Сулама, автор книги «Ступени лестницы», впервые описывающей все этапы внутренней духовной работы человека

Работает

работает = исследует = развивает = изменяет восприятие

Свет

1) воздействие Творца, ощущаемое как наслаждение, желание насладить
2) передача информации, чувств, наслаждений (по аналогии со светом в нашем мире, дающим жизнь, тепло и т.д., или светом мысли, осмысления, постижения)
3) сила, творящая, исправляющая и наполняющая творение; источник наслаждения

Намерение

расчет, мотивация творения по отношению к получаемому свету (наслаждению)

Желание

недостаток наслаждения и стремление к определенному виду наполнения (образу, предположительно несущему наслаждение) образуют желание. Так, например, голод как недостаток наполнения при наличии образа пищи (мысли о пище) формируется в желание поесть.

Желание получить

незаполненное пространство, пустующее место, которое стремится себя наполнить, получить наслаждение. Материал всего творения, состоящий из нескольких уровней: неживое, растительное, животное, человек.

От редакции: мы продолжаем публикацию статей РАБАША о глубинных основах внутренней работы. Статья посвящена вопросам, относящимся к понятию «свойство отдачи», путям достижения этого свойства, а также, — теоретическим основам каббалы, относящимся к этому понятию. Публикуется с небольшими сокращениями.
Предыдущую публикацию на эту тему можно прочесть здесь.

Барух Ащлаг (РАБАШ)

Выясним, что такое «желание отдавать». Если человек служит тому, кто важен в глазах многих людей, то тот, кому он служит, в принципе, может ничего не давать ему взамен, ведь уже само служение является оплатой.

То есть, если человек знает, что тот, кому он служит, — великий человек, то он получает удовольствие уже от самого факта служения и ему уже больше ничего не надо. Если же он служит у простого, ничем не выдающегося человека, то какое же может быть удовольствие от службы? Поэтому ему нужна оплата. Речь в обоих случаях шла об одной и той же службе, вся разница заключается только в том, кому служить – великому человеку, или обычному.

…Теперь нужно понять, какова действительная причина службы для важного человека. Собственно говоря, их может быть две: первая – человек хочет, чтобы важный человек получал удовольствие; но есть и вторая – он хочет служить, потому что сам получает от этого удовольствие. Когда речь идет о второй причине, то если бы человек получал равнозначное удовольствие от чего-нибудь другого, то он мог бы отказаться от этой службы, потому что в этом случае он служит из-за того, что наслаждается ею.

А какая разница в том, как именно человек служит важному человеку? Мы должны знать значение слов «сосуд отдачи». Существуют 3 разновидности в действии «отдачи»:

1. Человек занимается «отдачей» на благо другого ради получения оплаты, т.е. — удовольствия от этого ему недостаточно и ему нужна еще и какая-нибудь оплата, например, — уважение: он хочет, чтобы его уважали за то, что он делает хорошие поступки. Если же у него нет уверенности в том, что он получит что-то взамен, то у него не будет сил делать действия «отдачи».

2. Человек совершает действия «отдачи» на благо другого и ему не нужно ничего взамен, кроме одного – он должен получать удовольствие от того, что он делает. У такого человека это заложено в его природу – получать удовольствие от того, что он делает другим хорошо. Разумеется, это более высокая ступень, чем первая разновидность. Мы видим, что этот человек действительно хочет отдавать другим, не получая за это никакой оплаты от других. Этот уровень называется «отдавать, чтобы отдавать».

Однако, если мы более детально рассмотрим этот пример, то мы увидим, что в конечном счете это тоже разновидность любви к себе, так как человек совершает действия «отдачи» потому, что наслаждается этим, просто его природа – получать удовольствия от этих, а не каких-либо других действий.

Иногда бывает, что человек получает удовольствие от того, что другим хорошо, поэтому он старается помочь им. Допустим, что такой человек узнает, что кто-то другой сможет сделать эту же работу лучше, чем он. (Однако, он) …не сможет уступить свое место другому.

3. Человек совершает хорошие поступки без желания получить что-либо взамен. И такой человек может уступить свое место другому, если будет уверен, что тот сможет выполнить это же действие лучше его.

Теперь выясним: какое действительно намерение имеет человек, когда он делает что-нибудь для важного человека? Делает ли он это потому, что он получает удовольствие от службы, или он служит только для того, чтобы доставить удовольствие важному человеку?

Чтобы осознать разницу между этими двумя состояниями, нужно знать: а что же человек говорит по этому поводу сам себе? …Он может проконтролировать себя, — какое у него было намерение, когда он хотел доставить удовольствие важному человеку. Заботился ли он в этот момент о собственной выгоде, т.е. делал ли он это из-за того, чтобы получить удовольствие от служения, или же он служил только для того, чтобы доставить удовольствие важному человеку.

Величие этого человека пробудило в нем большое желание услужить ему, и, хотя он получает удовольствие от служения, тем не менее, если он узнает, что кто-то сможет доставить важному человеку большее удовольствие, то он сможет уступить свое место другому, потому что для него главное, чтобы важному человеку было хорошо.

Получается, что он согласен отказаться от службы, которая доставляет ему огромное удовольствие, т.к. для него важно не удовольствие, а польза важного человека. Итак, выходит, что такой человек действительно не думает о своей выгоде, а всё, что он делает, подчинено желанию отдавать. И такой человек не может себя обмануть, т.е. доказать, что он может справиться со службой лучше. И это называется окончательная, законченная, полная отдача.

Но нужно сознавать, что не в силах человека самому достигнуть этого. Сказано, что «злое начало», — желание получать человека — побеждает его, и каждый день просит его смерти. Об этом написано, что «грешник следит за праведником и просит его смерти, но Творец помогает праведнику, и грешник не может одолеть его» (Трактат «Кидушин»).

Это значит, что человек должен сначала увидеть, есть ли у него силы достичь состояния, при котором все его хорошие поступки будут только ради того, чтобы отдавать, чтобы доставлять удовольствие Создателю. И, когда человек поймет, что он не может собственными силами достичь этого, тогда он фокусирует всю Тору и Заповеди в одну точку – на свет Творца, который возвращает человека к Нему. И это будет ему единственной оплатой, которую он хочет получить от Торы и заповедей. Это значит, что оплатой за его усилия будет то, что Творец даст ему силу, которая называется силой отдачи.

Существует правило, что если человек прикладывает какое-либо усилие, то делает он это вследствие того, что он хочет что-нибудь. Ведь человеку понятно, что без усилий ничего не дадут ему, поэтому он должен прикладывать старания. И поэтому человек старается приложить усилия для изучения Торы и соблюдения заповедей. Раз он это делает, значит он хочет что-то, значит ему не хватает чего-то.

Согласно этому, перед тем, как начать духовную работу, человек должен подумать о том, что именно он хочет, то есть, — на какую оплату он рассчитывает. Или, если сказать проще, то какова причина его занятий Торой и Заповедями.

И когда человек начинает решать, чего именно ему не хватает, ради чего ему нужно стараться, тогда появляется у него множество мыслей и ему становится тяжело решить: а что же он действительно хочет.

Поэтому есть много людей, которые, размышляя над этой проблемой, не могут определить истинную цель своей работы. …И лишь единицы говорят о том, что существует такое понятие как слияние с Творцом. А для того, чтобы достигнуть этого, нужно прийти к сходству свойств… Человек, который понимает это, начинает стремиться достичь состояния единения, чтобы все его действия были подчинены только желанию отдавать, и только тогда исчезнет сокращение и сокрытие Творца, и человек начнет ощущать духовное, высшее.

Но, во время начала своей работы по достижению уровня «отдачи» человек видит, насколько он далек от этого и что у него нет желания достичь этого, и он не знает, что делать, чтобы появились силы для достижения «отдачи». И каждый раз, когда он прикладывает усилия чтобы приблизиться к этой цели, он видит, что он, наоборот, удаляется. Это продолжается до тех пор пока человек окончательно не поймет, что это выше человеческих сил.

Тогда человек понимает, что только Творец может помочь ему. И только тогда он понимает, что единственной оплатой за его соблюдение Торы и Заповедей является сила, которую Создатель дает человеку, чтобы тот мог достичь состояния – «отдачи». И человек надеется на получение только этой оплаты, потому что он хочет достичь слияния с Творцом, т.е. добиться состояния единения с Ним путем приобретения уровня «отдачи».

Снова повторим – это его единственная награда, на которую он надеется. Человек надеется, что соблюдая Тору и заповеди он удостоится того, чего сам достичь не может – желания отдавать. Приведем пример из материального мира. Человек сам не может «сделать» деньги, он должен приложить старания, и тогда кто-то другой заплатит ему за его работу. Так же и в духовном мире: то, чего не можешь достичь собственными силами, — тебе дадут, и это мы называем «оплата».

Поэтому, когда человек хочет достичь уровня «отдачи», а это ему нужно для того, чтобы слиться с Творцом, то сам он этого добиться не может, (и) только Создатель может помочь ему в этом. И это желание, — чтобы Творец дал ему силы «отдачи», — является оплатой. Как известно, существует правило, что оплату нужно заработать, а единственный способ это сделать – соблюдение Торы и заповедей.

…Но существует вопрос: почему человек должен сначала постараться сам, и лишь потом он удостаивается того, что свет Торы делает его лучше. Почему не дают ему сразу свет Торы, который тут же сделал бы его лучше? Почему человек должен прикладывать усилия и терять время «напрасно», разве не лучше бы было, чтобы человеку сразу дали сияние Торы в самом начале его работы. То есть, человек сразу же получил бы это сияние и немедленно начал бы работу «лишма» – ради Творца.

Но проблема заключается в том, что нет света без сосуда. Что такое сосуд? Это желание. Когда у человека есть какой-то недостаток, который он страстно желает заполнить, этот недостаток и становится сосудом. И только тогда, когда (уже) есть у него сосуд, т.е. желание получить наполнение, тогда можно сказать, что ему дают это наполнение.

И человек удовлетворяет свое желание тем наполнением, которое дают ему, потому что именно этого он страстно желал. Оплата является наполнением, т.к. страстное желание исполняется. Более того, степень важности наполнения зависит от величины желания, т.е. согласно количеству страданий (от отсутствия желаемого), которые пережил человек, он получает удовольствие от наполнения.

Поэтому невозможно сделать так, чтобы сияние Торы сделало человека лучше в то время, когда у человека нет никакого желания, никакой потребности в этом. Потому, что понятие «исправление человека» означает, что он теряет любовь к себе и получает любовь к другому.

Если же у человека нет никакого желания выйти из-под власти любви к себе, а ему говорят: «Ты работай, старайся, и за это ты удостоишься того, что ты распростишься с этой самой любовью к себе», – то это не является для этого человека оплатой за работу. Наоборот, человеку кажется, что его обманули – он работал, старался, а какую же он оплату получил? Разве для него избавление от эгоизма – это оплата? Кто же согласится так бесполезно транжирить свои силы?

Поэтому сначала человек должен учить Тору «ло лишма» – ради себя, тогда тело (его желание получать) будет помогать ему, потому что оно согласно отказаться от маленького удовольствия ради того, чтобы получить большее. Природа человека такова, что он не может представить себе удовольствие, если оно не основано на любви к себе, т.е. оно должно быть понятно и приятно телу. Поэтому такому человеку нужно говорить, что за занятия Торой и заповедями он получит оплату. И это не ложь.

Действительно, — человек получит оплату, только не такую, на которую он надеялся в начале своего пути. Изменится сама суть оплаты. Приведем пример. Папа сказал своему сыну, что если он будет хорошим мальчиком, то он купит ему игрушечную машинку. После этого папа уехал за границу и работал там несколько лет. Когда же он вернулся, сын его уже вырос, и отец желает купить ему не игрушечную, а настоящую машину. Так как сын повзрослел, то он, конечно же, согласился на такую замену. Можно ли сказать, что отец обманул сына? Конечно нет.

Так же и в жизни: сначала человек начинает что-то делать в надежде на оплату, т.е., «ло лишма», и если он удостоился состояния «лишма» (ради Творца), то он получит оплату неизмеримо большую, чем ту, на которую он рассчитывал. Ведь он получит ни больше, ни меньше, как сосуд для получения тех истинных наслаждений, которые приготовил Творец для него, т.е. он получит нечто, больше которого в мире просто ничего не существует.

Получается, что человек действительно работает ради того, чтобы получить оплату, даже, если он работает с намерением отдавать. «Неправда» заключается лишь в том, что оплата, которую он получит, будет совершенно другая, чем та, на которую он надеялся, когда занимался Торой и заповедями «ло лишма».

Лишь потом, гораздо позднее, когда человек «повзрослеет» (в духовном смысле, разумеется), он поймет, что главной и единственной оплатой может быть только желание отдачи – сосуды «ашпаа», и именно с помощью этих сосудов можно получить то благо, которое уготовил для него Творец. И когда человек понимает это, то он чувствует себя самым счастливым в мире. Когда же человек занимался Торой и заповедями «ло лишма», то он рассчитывал на оплату, которая в действительности соответствует лишь желаниям малого ребенка.

Получается, что когда человека учат заниматься Торой и заповедями «ло лишма», т.е. прикладывать усилия, чтобы получить за это награду, то это не является ложью. Потому, что он ничего не теряет, просто маленькую оплату ему заменяют на большую. Но следует сказать, что в состоянии «ло лишма» человек не понимает истинного значения понятия «оплата». Тем не менее, от этого оплата не перестает быть оплатой, изменяется лишь истинный смысл этого понятия, то есть, вместо мнимой оплаты человек получает оплату истинную.

Читать далее…

Оставьте комментарий

Чтобы оставить комментарий, заполните форму.
*Все комментарии проходят модерацию.

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>