Свобода воли. Часть четвертая

Части первая, вторая и третья опубликованы ранее.

Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)

ДВЕ СТУПЕНИ: В ПОТЕНЦИАЛЕ И В ДЕЙСТВИИ

Вначале необходимо понять, что этот эгоизм, который мы определили как силу желания получать, несмотря на то, что является сутью человека, все же, –  совершенно невозможно представить, что он сможет просуществовать в реальной действительности даже мгновение.

Ибо то, что мы называем потенциалом, – это то, что еще не проявилось в действии, является лишь замыслом; то есть, – мы можем представить его себе лишь мысленно. Однако практически невозможно представить, что найдется какая-то реальная сила в мире, которая бы, (будучи силой), то же время, находилась в состоянии покоя по отношению к самой себе и не действовала бы. Поскольку сила существует в реальности лишь в то время и в той мере, в которой проявляется в действии.

Так же невозможно сказать о младенце, – что он обладает огромной силой, тогда как он не может поднять даже легкой вещи. Но можно сказать, что когда этот младенец вырастет, в нем раскроется великая сила. И мы говорим, что та сила и мощь, которую мы видим в человеке, когда он вырос, была заложена в ребенке уже в младенчестве. Просто она оставалась в нем скрытой, и не проявлялась в действии.

Можно лишь мысленно представить себе те силы, которые должны раскрыться в будущем. Однако в реальном теле младенца, конечно же, нет никакой силы, поскольку она никак не проявляется в его действиях. Подобна этому и сила аппетита – она не проявится в человеке, если он сыт. Однако, даже когда он сыт, сила аппетита имеется в нем, она просто скрыта в теле человека. Позже, когда пища усвоится, она возвращается, появляется и реализуется от потенциала к действию.

Однако, это утверждение (о силе, которая все еще не проявилась в действии), относится к умозаключениям, поскольку она не существует в реальности. Ведь в сытости мы ощущаем, и нам ясно, что сила аппетита пропала. Взгляни на место, где была – и нет ее.

Таким образом, совершенно невозможно представить себе силу как сущность, находящуюся в покое и существующую саму по себе,… а только лишь как процесс. То есть, в то время, когда действие реально осуществляется, – тогда же проявляется сила, заключенная в действии. И если объяснять научно, обязательно присутствуют здесь два понятия: объект и процесс, то есть сила и действие. Например, сила аппетита является объектом, а образ приема съедаемой пищи, является процессом и представляет собой категорию действия. Хотя в действительности они представляют собой одно. В человеке не может пробудиться аппетит без возникновения в его сознании образа пищи. Это две половины одного целого, и сила аппетита должна облачиться в этот образ. Поэтому объект и процесс либо одновременно присутствуют, либо одновременно отсутствуют.

Аналогично этому и желание насладиться, которое мы обозначили как эгоизм, – не существует (он) в человеке в виде силы, желающей получать и находящейся в покое. В примере с пищей, это желание представляет собой объект, который воплощается в образе чего-то пригодного в пищу, и его действие проявляется в поглощении пищи. Это действие мы и называем желанием, силой аппетита, раскрывающейся в действии воображения. Так и в отношении обсуждаемого нами общего желания получать, которое является сутью и основой человека. Оно проявляется и существует, лишь облачаясь в форму того, что должно быть получено. Только тогда оно существует в виде объекта, и никак иначе. И это действие мы называем жизнью, или жизненной силой человека. Это означает, что сила желания получать облачается в то, что желает получить и действует в нем. И мера ее проявления является мерой жизненной силы человека. Так объяснено действие, которое мы называем желание.

ДВА СОЗДАНИЯ: ЧЕЛОВЕК И ЖИВАЯ ДУША

Из объясненного выше становится понятным сказанное: «И создал Творец человека – прах земной, и вдохнул в его ноздри душу жизни, и стал человек живой душой». Мы находим здесь два создания: отдельно – человек и отдельно – живая душа. Из текста следует, что вначале был сотворен человек как прах земной, – т.е., как совокупность определенного числа частиц, в которых содержится сущность человека, т.е., его желание получать. И сила этого желания получать находится во всех частицах существующей действительности, как объяснялось выше; и из них были созданы и произошли все 4 типа: неживой, растительный, животный, говорящий. И в этом нет у человека никакого преимущества над остальными частями творения. И в этом смысл, заключенный в словах: «прах земной».

Однако объяснялось уже, что не бывает так, чтобы эта сила, называемая желанием получать, существовала, не облачаясь и не действуя в тех вещах, которые желанны для получения. И это действие называется «жизнь». И отсюда следует, что прежде, чем к человеку пришли человеческие виды наслаждения, отличные от свойственных остальным созданиям, – он считается человеком, лишенным жизни, мертвым, ведь в его желании получать не было места, чтобы облачилось и проявилось там в действиях, что, как сказано, и есть проявление жизни.

И об этом сказано: «И вдохнул в ноздри его душу жизни». И это обобщенная форма получения, свойственная человеческому роду. И слово «душа» – от слова «вдохнул», – т.е., «передал» ему землю, что значит – ценность. И «душа» относится к страдательному залогу, как, например «вложен», «обвинен», «привлечен к суду».

И смысл сказанного: «И вдохнул в ноздри его» – привнес внутрь него душу и ценность жизни, иными словами, – всю совокупность форм, достойных, чтобы быть полученными его желанием получать. И тогда та сила желания получить, которая была заключена в его отдельных частицах, нашла место для того, чтобы облачиться и действовать там, т.е., в тех формах получения, которые постиг от Творца; и действие это называется «жизнь», как объяснялось выше.

И поэтому написано в конце: «И стал человек живой душой». То есть, поскольку желание получать начало действовать согласно этим формам получения, сразу же раскрылась в нем жизнь, и стал он живой душой. Чего не было до того, как постиг эти формы получения: несмотря на то, что уже была отпечатана в нем сила «желания получать», тем не менее, считался человек пока еще мертвым, безжизненным телом, поскольку не было в нем места, чтобы выявиться и находиться в нем, проявляясь действием.

И как разъяснялось выше, несмотря на то, что основа человека – желание получать, тем не менее, оно воспринимается как половина целого, поскольку обязано облачиться в какую-либо реальность, подходящую ему. И тогда оно и обретенный образ составляют единое целое. В противном же случае оно не просуществует и мгновения, как уже объяснялось.

Таким образом, в то время как механизм тела (сразу) подготовлен к работе, – к середине жизни человеческое эго предстает во весь рост таким, каким оно было отпечатано в нем с рождения. И поэтому ощущает в себе желание получать во всей полноте и силе. То есть, человек желает приобрести большое богатство и почет, и все, что попадается ему на глаза. И все это – благодаря целостности человеческого эго, которое притягивает к себе всевозможные формы и понятия, в которые оно облачается и за счет которых существует.

А после того как миновала середина животной жизни человека, начинается спад, который, по сути, является процессом умирания, ибо человек не умирает мгновенно, так же как не получает в одно мгновение окончательную форму жизни. Его свеча, его эго постепенно угасает, и вместе с этим исчезают и образы того, что он желал бы получить.

Он начинает отказываться от большинства материальных благ, о которых мечтал в юности. Материальные приобретения теряют свою значимость на закате лет так, что в старости, когда уже витает над ним тень смерти, для человека наступает время, которого он совершенно (ничего) не желает, ибо его желание получать, его эго, угасало и исчезло. В нем не остается ничего кроме маленькой, незаметной для глаз искорки, еще облаченной во что-то, которая удерживает человека в его животной жизни. Но у него уже нет никакого желания и надежды на получение чего-либо.

Таким образом мы доказали, что желание получить вместе с образом желаемого им предмета представляют собой единое целое. И у этих двух составляющих равны их проявления, равна их величина, и едина продолжительность существования. Вместе с тем, существует важный нюанс в отношении отказа от получения, который проявляется на закате жизни. Причина отказа человека от жизни, причина того, почему мы умираем, заключается не в пресыщении (как у сытого человека, отказывающегося от еды), а в отчаянии. Иными словами, эго, начиная умирать в дни спада, само ощущает свою слабость и смерть. И поэтому усиливается отчаяние, и человек отказывается от своих надежд и мечтаний, которые были у него в юности.

И вникни в суть этого. Ведь когда отказ от чего-либо происходит из-за пресыщения, человек не испытывает сожаления. Это подобно работнику, закончившему свою работу. Отказ же вследствие отчаяния полон сожаления и боли, и потому можно назвать его «частичная смерть».

СВОБОДА ОТ АНГЕЛА СМЕРТИ

И теперь, после всего, разъясненного выше, можно понять слова мудрецов, как они и требовали: «Высечено на скрижалях» – читай не «высечено», а «свобода», что означает – освободились от ангела смерти». До получения методики Каббалы, приняли на себя обязательство отказаться от всего частного имущества в мере, выраженной словами «царство Коэнов», и следовать цели творения, т.е. слиться с Творцом в единении свойств: как Он, Творец, дает наслаждение и не получает, так и они будут отдавать и не будут получать, что является высшей степенью слияния, выраженной словами «святой народ», – как сказано в конце статьи «Поручительство».

Мы уже осознали, что основа сущности человека, – т.е., его эгоизм, определяемый как желание получать, – представляет собой лишь половину целого. Он не может существовать, если не воплощается в материальный образ, или в надежду на его приобретение, ибо только тогда он становится целым, и только тогда можно назвать его «сущностью человека», и не иначе.

Таким образом, когда удостоились полного слияния с Творцом, их кли получения было совершенно опустошено. Они не имели никакой собственности, которая только есть в мире, и были слиты с Творцом тождественностью свойств. А это означает, что не было у них никакого желания приобрести что-либо для самих себя, а только в той степени, в которой доставят этим удовольствие Творцу, чтобы Он насладился ими.

И поскольку их желание получать облачилось в форму этого приобретения, то, облачившись, соединилось с ней в единую сущность. Таким образом, стали они свободны от ангела смерти, поскольку смерть – это всегда отсутствие существования и лишение чего-либо, а это возможно лишь в том случае, когда есть некая искра желания существовать ради самого наполнения. Ведь такое желание существовать не может, оно умирает и исчезает.

А если нет в человеке такой искры, и все искры его сущности облачаются в отдачу Творцу, то это не умирает и не исчезает. Ибо даже когда тело аннулируется – это происходит лишь с точки зрения получения ради самого себя, в которую облачено желание получать, поскольку иначе существовать не может.

А когда получает намерение отдачи, и Творец получает от него наслаждение, поскольку выполняется Его желание, находим, что суть человека облачается в желание доставить наслаждение Творцу, и удостаивается абсолютной вечности уже как сущность Его. И, таким образом, удостаивается свободы от ангела смерти. И об этом сказано в Мидраше: «свобода от ангела смерти», – а в Мишне: «Высечено на скрижалях – читай не «высечено», а «свобода», ибо свободен лишь тот, кто занимается изучением Каббалы».

Источник: Библиотека МАК.

В дополнение рекомендуем опубликованные ранее материалы: “Предопределенность и выбор”, “Наука каббала и ее суть”, “Учение десяти сфирот, часть первая”.