Намерение молитвы и благословения. Часть вторая

От редакции: перед вами комментарий Бааль Сулама к пунктам 1-16 главы Экев книги Зоар. Здесь Бааль Сулам на языке каббалы объясняет как работают главные каббалистические инструменты духовного восхождения – молитва и благословение.
Первую часть читайте здесь.

Перевод Международной академии каббалы. Руководитель перевода – Гади Каплан.

Обозрение Сулам
(Маръот сулам)

9) Однако необходимо знать следующее: когда мы говорим, что во время опускания Малхут из Бины, каждый высший, т.е. КАХАБ, оставшиеся на ступени, поднимает свои упавшие Бину и ТУМ вместе со ступенью нижнего, слитого с этими Биной и ТУМ, – это не означает, что он поднимает к себе все десять сфирот нижнего парцуфа, но только лишь КАХАБ нижнего, а не Бину и ТУМ его. Потому, что подъем нижнего к высшему происходит по причине падения в него Бины и ТУМ высшего, слившихся с нижним в единое целое в час своего падения. Поэтому в час своего возвращения на ступень они берут с собой также и нижнего, который слит с ними. Когда Малхут поднимается в Бину, приводя к падению все половины нижних ступеней со своей ступени, то это происходит на всех ступенях одновременно. Таким образом, когда Бина и ТУМ высшего падают на ступень нижнего, на их ступени находятся только лишь трое келим КАХАБ, ибо и его Бина и ТУМ упали на ступень ниже. И Бина и ТУМ высшего в час своего падения соединяются только с КАХАБ нижнего, и они никак не соприкасаются с Биной и ТУМ нижнего, поскольку те уже упали со ступени нижнего и находятся под ступенью его. Поэтому, когда Бина и ТУМ высшего возвращаются на свою ступень, они поднимают с собой только КАХАБ нижнего, с которыми они слиты, но вовсе не Бину и ТУМ нижнего. В Зеир Анпине КАХАБ опустились в свойства ХАГАТ, а Бина и ТУМ – в свойства НЕХИ. Таким образом, Бина и ТУМ ИШСУТа, упавшие в Зеир Анпин, соединились лишь с его ХАГАТ, представляющими собой сфирот КАХАБ, которые в это время остаются на ступени его, но не с его НЕХИ, – т.е. свойствами Бина и ТУМ, упавшими на ступень Малхут, и не находящимися в нем. Поэтому в то время, когда Бина и ТУМ ИШСУТа возвращаются в ИШСУТ, они поднимают с собой только лишь ХАГАТ Зеир Анпина, но не НЕХИ его.

10) И хотя все мохин, которые нижний вызвал в высшем, получает их также и нижний, поскольку “три выходят благодаря одному”, “один удостаивается всех трех”, всё же Зеир Анпин не берет эти мохин сейчас, – в то время, когда он находится в месте ИШСУТ. Ведь там не находится весь парцуф Зеир Анпина, а только его сфирот КАХАБ, т.е. только лишь свойства ХАГАТ, но его НЕХИ не находятся там; и ему недостает НЕХИ келим и ГАР светов, – ибо нет для них келим, чтобы облачиться в них. И поэтому он не может получить сейчас ХАБАД светов, которые вышли благодаря ему в ИШСУТ, и, получив лишь свечение келим, опускается из ИШСУТа на свое место и, опустив Малхут из своей Бины, поднимает к себе упавшие с его ступени Бину и ТУМ, – т.е. свойства НЕХИ. И соединяются в нем ХАГАТ НЕХИ в один парцуф, и тогда он снова возвращается в ИШСУТ и получает там мохин де-ХАБАД, которые он оставил там. И тогда снова келим ХАГАТ становятся ХАБАД, а келим НЕХИ становятся ХАГАТ, и появляются у него новые НЕХИ, и тогда он опять опускается из ИШСУТа с завершенными мохин ХАБАД. Таким образом, выяснилось, что Зеир Анпин получает мохин от ИШСУТа только лишь посредством двух подъемов, когда в первом подъеме он получает от ИШСУТа только свечение ВАК, так как ему недостает келим НЕХИ, а во втором подъеме получает завершенные мохин.

11) Поскольку благословения, возносимые человеком Творцу, призваны притянуть жизнь из источника жизни, Бины, то свечение ВАК притягивается в первом подъеме, и изливается на него высший елей, – изобилие хохма, свечение ГАР, – вследствие второго подъема. И благословляются все ступени и источники Зеир Анпина и Малхут во время первого подъема, и они наполняются изобилием, чтобы изливать его всем мирам, и благословляются праотцы, ХАГАТ Зеир Анпина, и сыновья, НЕХИ Зеир Анпина, все вместе, во время второго подъема. И тогда уже соединяются келим праотцев и сыновей, т.е. ХАГАТ НЕХИ Зеир Анпина, становясь одним гуф, и поэтому они могут получить мохин де-ХАБАД, дабы благословиться, как одно целое.

12) “Когда поднимаются эти благословения снизу, нет ни одного прохода наверху, и нет ни одного управляющего наверху, который не открыл бы все эти проходы”. Так как разделяющие экраны, находящиеся между половинами ступеней и отделяющие КАХАБ от Бины и ТУМ каждой ступени, называются “проходами”, ибо без них не было бы возможности у нижнего подняться к высшему, так как любой подъем нижнего к высшему происходит только лишь вследствие того, что Бина и ТУМ высшего упали на ступень нижнего, слившись с ним. Поэтому в то время, когда они возвращаются на свою ступень к высшему, они берут с собой также и нижнего. И так как это падение произошло благодаря экрану, возникшему вследствие соединения Малхут с Биной, а подъем Бины и ЗОН происходит вследствие пробивания этого экрана, – т.е. вследствие опускания Малхут из Бины, – поэтому считается этот экран “проходом”, так как в тот момент, когда он пробит, поднимается нижний к высшему через него. Поэтому, если благословляющий намеревается в своем благословении, при произнесении слова “благословен”, притянуть 42-буквенное имя, тогда вскрываются и пробиваются эти экраны, и образуются проходы на каждой ступени, чтобы поднять нижнего к высшему. И тогда поднимается благословение от Бины и ТУМ, находящихся в конце этих ступеней, через проходы всех этих ступеней, пока не достигнет Малхут Ацилута. Ибо все они раскрываются, и благословение восходит, проходя через них, пока не достигает ступени Малхут мира Ацилут.

13) А теперь выясняется последовательность намерения в благословении, которую необходимо соблюдать в благословениях, не являющихся молитвой. “Благословения заповедей, и благословения за наслаждения поднимаются снизу вверх, от этого мира наверх, пока не достигнут тот “свет, который не светит”, Малхут, и изо всех сил пробуждают “свет, который не светит”, этим благословением”, – т.е. силой свечения 42-х букв он поднимает благословение до Малхут, называемой “свет, который не светит”. И поскольку благословение достигло этого места, то пробуждаются Зеир Анпин и Малхут, поднимаясь вместе с МАНом этого благословения до самой Бины, и тогда происходит там зивуг Хохмы и Бины на экран в ЗОН, и тогда выходят из этого высшего источника, Бины, другие благословения, – т.е. мохин, нисходящие из Бины в ЗОН, МАД, – и соединяются с МАН, поднятыми в благословении, и нисходят, пребывая над головой праведника, Есодом Зеир Анпина. То есть, они нисходят из рош Зеир Анпина к Есоду его, называемому “праведник”, для передачи вниз, и он передает их Малхут, а Малхут – нижним. А когда они опускаются, то благословляются праотцы – ХАГАТ Зеир Анпина, и сыновья – НЕХИ Зеир Анпина, и все их свечи – сфирот Малхут, называемые “светила огненные”.

14) Далее выясняется намерение в благословениях заповедей и благословений за наслаждения, в установленной для них последовательности. “Благословен” – самый высший скрытый от всего источник, высшие Аба ве-Има, называемый Хохма. И здесь необходимо прийти к намерению, чтобы излился и низошел оттуда свет ко всем свечам, то есть нижним ступеням”. Ибо все ступени, находящиеся ниже Аба ве-Има, находятся в состоянии гадлут только во время молитвы. Однако после молитвы они возвращаются к своему катнуту, – т.е. Малхут снова возвращается в Бину на каждой ступени, и все ступени возвращаются к катнуту. Кроме высших Аба ве-Има, в которых (в их собственных свойствах), даже во время гадлута, Малхут не опускается из их Бины; и, вместе с тем, они всегда находятся в гадлуте, в никогда не прекращающемся зивуге. Но для того, чтобы притянуть исправление к этим ступеням, необходимо привести их к месту ГАР. Поэтому мы намереваемся, при произнесении слова “благословен”, поднять ЗОН и ИШСУТ в Аба ве-Има, от которых они получат свои исправления. “И Он благословен всегда”, – т.е. высшие Аба ве-Има называются “благословен всегда”, “ибо воды Его не прекращаются никогда”. И поэтому исправление начинается от них.

Но как они поднимаются в Аба ве-Има? Мы уже знаем, что благодаря 42-буквенному имени опускается Малхут из экрана, разделяющего высшие Аба ве-Има и ИШСУТ, и тогда поднимается парцуф ИШСУТ в Аба ве-Има, и оба они становятся одной ступенью, где Аба ве-Има, т.е. КАХАБ Бины, стали правой (стороной) ступени, а ИШСУТ, т.е. Бина и ТУМ этой Бины, стали левой (стороной) ступени. И также Зеир Анпин поднялся туда, вместе с Биной и ТУМ ИШСУТа и МАНом благословения, став свойством Даат, средней линией, соединяющей Аба ве-Има и ИШСУТ, правую и левую (стороны). А после того, как ИШСУТ получили свечение высших Аба ве-Има, благодаря этому единству, тогда опускается ИШСУТ на свое место, и в них тоже выходят две линии, правая и левая, вследствие подъема их в Бину и ТУМ. И они находятся в разделении и не могут светить, пока Зеир Анпин не становится для них средней линией, объединяя правую и левую ИШСУТа. И тогда они восполняются и светят в виде трех линий, ХАБАД.

15) Поэтому сказано, что оттуда – то начало, которое называется “будущий мир”, ИШСУТ, в котором происходит начало раскрытия мохин хохма. Поскольку в высших Аба ве-Има светят только хасадим без хохма, так как они – ГАР де-Бина и они всегда свойство “ибо желает милости Он”[1], и не получают хохма. Однако в ИШСУТ начинает раскрываться хохма в его левой линии, что приводит к разделению в нем, и поэтому ему необходим Зеир Анпин для соединения их с помощью его экрана де-хирик. Поэтому называются ИШСУТ “началом”, “краем небес”, – а не высшие Аба ве-Има, – так как ИШСУТ наполняют небеса, Зеир Анпин, и поэтому называется ИШСУТ “высшим краем небес”. “Поскольку есть край, подобный этому, внизу, – край, получающий от небес, Зеир Анпина”, соответствующий нижним (Малхут). И она также называется “благословен”. И поэтому необходимо иметь в виду, при произнесении слова “благословен”, также и Малхут. И смысл удержания нами в намерении как высших Аба ве-Има, так и Малхут, заключается в том, что возносимое нами благословение достигает только лишь Малхут, в которой находится наш корень, и поэтому необходимо иметь в виду Малхут при произнесении слова “благословен”.

Однако, эта Малхут тоже находится в катнуте, т.е. также и она нуждается в исправлении. И поэтому мы поднимаем Малхут с Зеир Анпином до высших Аба ве-Има, которые, находясь всегда в совершенстве, обладают необходимыми достоинствами, чтобы исправить всё. Поэтому необходимо иметь в виду, при произнесении слова “благословен”, также высшие Аба ве-Има и ИШСУТ. “И здесь, в остальных благословениях, называют “благословен” высшую хохму, высшие Аба ве-Има, наполняющие это место”, – поскольку они наполняют и исправляют ИШСУТ. А Даат соединяет высшие Аба ве-Има и ИШСУТ друг с другом; т.е. Даат – это Зеир Анпин, который поднялся туда в МАН, а затем опускается Зеир Анпин с ИШСУТом на их место и объединяет две линии, правую и левую ИШСУТа, в котором выходят, благодаря Зеир Анпину, три линии, ХАБАД. И поскольку “три выходят благодаря одному”, “один удостаивается всех трех”, – получает также и Зеир Анпин три эти линии.

16) Необходимо теперь удерживать в намерении выход трех линий Зеир Анпина из ИШСУТа, т.е. удерживать мысль при слове “Ты”, что затем начнут света Зеир Анпина проявляться, выходя из ИШСУТа. Слово “благословен” означает, что Он скрыт, ибо “благословен” означает Аба ве-Има и ИШСУТ, в которых света скрыты от нижних. Ибо Аба ве-Има и ИШСУТ – это Бина, и мы не постигаем Бину, а только Зеир Анпин. “Благословен” – это высший источник, который не раскрывается, ИШСУТ. Однако “Ты” – это начало внешнего проявления, поскольку представляет собой первый свет Зеир Анпина, который вышел из Бины, и который означает присутствие, т.е. раскрытие. И это правая линия, Хесед Зеир Анпина, который выходит из ИШСУТа. Иными словами, он вышел из места скрытия, Бины, в место раскрытия, Зеир Анпин.

17) АВАЯ, средняя линия, выходящая из ИШСУТа, Тиферет Зеир Анпина, – вера, укрепленная со всех сторон. Ибо средняя линия объединяет две стороны, правую и левую, и необходимо притянуть среднюю линию от Бины к Зеир Анпину прежде, чем мы притягиваем оттуда левую линию, поскольку запрещено притягивать левую линию прежде, чем она соединяется с правой линией. И поэтому притягивается вначале средняя линия, объединяющая правую и левую, а затем притягивается левая линия. Ибо после того, как мы притянули среднюю линию, левая уже оказывается включенной в правую, а правая – в нее. И это мы притягиваем, произнося слово “Элокейну (Властитель наш)”. До этого момента благословения соединились друг с другом благодаря нисхождению трех линий, но мохин еще не были притянуты, поскольку для притяжения мохин необходим второй подъем.

[1] Пророки, Миха, 7:18.

Читать далее…